Церковь у славян

Церковь у славян
– с отпадением Западной церкви от единства церкви Вселенской, Восточная церковь утешена была присоединением к ней хазар, болгар и других племен славянских и русов. Событие это для нас весьма важно, давая нам видеть исполнение обетования Божия о Церкви и на нашем отечестве. Просветителями славянских народов главным образом были солунские иноки – два родных брата, Кирилл и Мефодий. Кирилл, до монашества Константин, воспитывался при Константинопольском дворе, вместе с малолетним Императором Михаилом III. У знаменитого Фотия он учился словесным наукам и логике, потом слушал философию и математические науки. По своему образованию, дарованиям и покровительству при дворе он мог бы достигнуть блестящего положения в свете; но он вступил в духовное звание, приняв монашество, был библиотекарем и исправлял должность учителя философии. Брат его Мефодий после домашнего воспитания поступил в военную службу и несколько лет был правителем в одной славяно-греческой области. Но потом также оставил свет и, удалившись с братом своим на Олимп, проводил там время в посте и молитвах. В 858 году, по случаю посольства от хазар, Император отправил обоих братьев этих для проповеди Евангелия хазарам. Прибыв туда, они после многих прений с еврейскими и мусульманскими проповедниками, обратив к вере хана хазарского со множеством народа, крестили их и потом, поручив их священникам, пришедшим из Херсонеса, возвратились в свое отечество. Но христианство не укоренилось между хазарами надлежащим образом; в 10-м веке исламизм сделался там господствующею религиею. В 863 году моравский князь Ростислав с другими князьями просил Императора прислать в Моравию проповедников, знающих славянский язык, чтобы на отечественном их языке понятною им речью возвещаема им была вера христианская. Император Михаил III с патриархом Фотием назначили послать туда Кирилла и Мефодия. Пред отправлением своим туда св. Кирилл и Мефодий, для большего успеха проповеди, составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Псалтирь, Часослов, Служебник, чины Таинств с чином погребения, Октоих, Дамаскина и Устав церковный. Отправившись с такими пособиями, они на пути туда просветили святою верою болгар и, прибывши в Моравию, учредили богослужение на славянском языке, основали школы и стали поучать народ Христовой вере на понятном для всех языке. Моравы с радостью приняли проповедь Христову. Появление греческих проповедников между славянами неприятно было немецким епископам и папе, и папа Николай потребовал Кирилла и Мефодия в Рим, но, прибывши туда, они не застали уже в живых Николая; преемник же его Адриан благосклонно принял их и одобрил составленную ими славянскую службу; но Кирилл умер в Риме, Мефодий же возвратился к славянам и, по случаю возникших там междоусобий, удалился с учениками своими в Паннонию. Паннонский князь Коцел принял св. Мефодия весьма благосклонно и испросил ему от папы сан архиепископа Паннонского, и хотя после, по клеветам немецких епископов, он снова был позван в Рим, но на соборе римском оправдан был и возвратился с прежними правами в Моравию. И здесь, среди апостольских трудов своих, скончался в апреле 885 г. Из Моравии впоследствии христианство перешло в Богемию и потом в Польшу. И хотя впоследствии славянское богослужение всюду вытеснено было там и папа успел подчинить себе все славянские церкви, заменив в них славянское богослужением латинским, но труды славянских просветителей не погибли невозвратно. Перевод Св. Писания, составленный ими для моравов, остался драгоценным сокровищем для всех славянских племен. Будучи понятен для всех славянских поколений, будучи распространяем между ними, он живее всего напоминал им о их кровном родстве и братстве и представлял собою лучшее средство для соединения их еще более крепкими узами родства духовного – во Христе. Чрез него высочайшие истины откровения с первого раза соделались общим достоянием для народных масс, пребывавших дотоле в крайнем невежестве среди окружающего их мрака древних суеверий и вековых заблуждений и предрассудков, и, будучи усвояемы верою, становились светом и для их разума, сообщая ему новые животворные и удобоприемлемые, хотя и не во всем постижимые понятия, пробуждая в нем собственные силы и порождая и питая жажду истинного знания. Получивши перевод Библии и богослужебных книг на родном языке, славяне начали понимать святую веру, увидели все превосходство божественных ее истин пред своими грубыми суевериями и повсюду встречали ее с готовностию и любовию; новая вера в одежде родного слова их казалась им чем-то своим и не чуждым и принимаема была с радостию. К сожалению, такие последствия труда славянских Апостолов недолго продолжались для южных славян: политические волнения, смуты и перевороты не дали там раскрыться им во всей своей силе. Но зато, при других, более благоприятных, обстоятельствах, они не переставали раскрываться в другой стороне, также славянской, куда вскоре проникли, производя свои благотворные действия.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Церковь у славян" в других словарях:

  • Церковь Зосимы и Савватия (Вологда) — Церковь Церковь Зосимы и Савватия …   Википедия

  • Церковь — (гр. – круг, Божий дом) – установленное от Бога сообщество людей, объединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами. Церковь – это еще и здание, специально построенное для такого сообщества для проведения богослужений …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Католическая церковь — От начала христианства до IX в. во всем мире существовала одна Христова церковь, вселенская, или кафолическая. С IX в. началось и в XI в. окончательно совершилось распадение ее на две отдельных церкви восточную и западную, причем каждая из них… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Христианство у славян — распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше. На территории, занятой впоследствии славянами, X. могло появиться еще во времена апостольские (например на Балканском полуо ве): но сами славяне… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений в Восточной Римской империи (Византии). Поселение на её территории славян и других народов — Образование Восточной Римской империи С конца III в. в результате кризиса рабовладельческого способа производства стало сильней проявляться экономическое и политическое обособление восточных областей Римской империи от западных. Вследствие… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Русская Церковь и наука — Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ИПЦ — (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεῖον τῶν ῾Ιεροσολύμων; араб. ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее… …   Православная энциклопедия

  • Языческие святилища древних славян — Список обнаруженных славянских капищ, в прошлом расположенных на территории нынешних России, Украины, Германии, Польши и Белоруссии, а также Чехии и Болгарии. Аркона на острове Рюген, Германия городище святилище IX XII вв., расположено на мысу… …   Википедия

  • Болгарская церковь — Христианство имело последователей среди славянского населения древней Мизии еще до покорения ее болгарами. Хотя греки вовсе не заботились о распространении христианства среди славян Мизии, но последние, находясь в течение веков в зависимости от… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Десятинная церковь — Православный храм Церковь Успения Пресвятой Богородицы …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»